API

Цивилизация, развиваясь по пути глобализации и поиска универсальных и эффективных решений давно уже привела мир к тому, что современному человеку для организации жизни или рабочего места достаточно крыши над головой и... розетки.

Золотая рыбка и кипятильник

Далее, этот самый человек может, используя энергию электрического тока менять модальность помещения и его функции. Проблема совместимости устройств и продуктов между собойПричем, несмотря на постоянно увеличивающееся количество девайсов, видов розеток становится все меньше. Производители сотовых телефонов, аудио-видео техники переходят на универсальные переходники, что позволяет совмещать их продукты друг с другом.

Проблема совместимости устройств и продуктов между собой

Для того, чтобы разобраться в том, что может делать тот или иной прибор, его прежде всего нужно включить в сеть и не всегда только в электрическую.  Wi-fi-соединение и Bluetooth - это тоже, своего рода розетки, просто их не видно, но функционал у них идентичный кабельной системе соединения - передача данных.

Передача данных на расстоянии

Передача данных на расстоянии

Сложность розеток и их вариативность находятся в прямой зависимости от того, насколько сложен технический объект и его функционал. Зачастую, один сложный прибор имеет несколько индивидуальных ни с чем не совместимых розеток. А многие производители такого рода техники принципиально не универсализируют соединения для сохранения индивидуальности бренда и ограничения стороннего использования. Расширение возможностей пользователей Все это меряется балансом между рыночной и индивидуальной целесообразностью: когда покупателей уже не удовлетворяет особый вариант стандартного девайса - они стремятся его заменить на универсальные и взаимозаменяемые, и тогда производитель с уникальным разъемом должен взвешивать все «За» и «Против» - стоять на своем, если не боится конкуренции, либо примыкать к большинству, расширяя возможности пользователей по самостоятельной работе с устройством.

Расширение возможностей пользователей

В рекламе дело обстоит точно так же. Пока всех устраивает ручное управление, а объемы рекламы могут обрабатываться вручную десятком менеджеров - поисковые системы и площадки не утруждают себя созданием средств подключения программных комплексов. Но это длится до тех пор, пока затраты на обслуживание рекламных потребностей клиентов не начинают серьезно напрягать. Ведь проверять вручную тысячи рекламных объявлений весьма хлопотно. От каждого по способностям - каждому по потребностямКоммуницировать с ордой раздраженных клиентов, желающих больших возможностей по эффективности вложенных средств тоже весьма накладно, особенно когда рынок постоянно растет. Приходится постоянно дергаться и отвлекаться на человеческий фактор внутри компании, где периодически коса находит на камень...

Для этого рано или поздно принимается решение создать систему универсального доступа к функционалу системы управления рекламой. Пусть, дескать, если такие умные - сами решают, что подключать: холодильник или музыкальный центр. Наша задача всем в помещение дать тепло, обеспечить крышу над головами и подачу электрического тока. Все остальное можете делать сами. У кого есть деньги и таланты - поройтесь и обеспечьте себе тот уровень сервиса, который пожелаете, кто попроще - то же самое.

От каждого по способностям - каждому по потребностям

Конечно, после освоения простой розетки продвинутые пользователи потребуют usb, ethernet, Wi-Fi и другое, но и они в конце концов станут базовыми. Для подключения нужно будет просто их найти... Но это потом, а пока нужно разобраться, что представляет из себя в принципе розетка в контекстной рекламе.

API - это розетка

"Розетка" - это и есть API или интерфейс программирования приложений (application programming interface). Она предоставляется программой или сервисом для подключения внешних программ, обмена данными и использования во внешних программных продуктах, в частности для подключения систем автоматизации контекстной рекламы, разработанных агентствами или клиентами, и предназначенных для автоматического управления рекламными кампаниями в системах контекстной рекламы. Каждая розетка обладает фиксированным набором параметров, используя которые можно полноценно реализовать ее функциональное предназначение. Прежде всего стоит понять, что через определенную розетку могут проходить только соответствующие ей данные. Нельзя, например в розетку 220 Вольт подключить кабель HDMI. Во всех вопросах, касающихся рекламы в Интернете, используется так называемое Web API, данные для которого предоставляются в формате XML или JSON.

Если систему рекламы представить как компьютер, то API - это разъемы, к которым можно подключить монитор для вывода данных на экран, клавиатуру, для ввода данных, DVD - привод для записи или считывания других данных и т.д. Иными словами возможности API ограничены не только фантазией программистов, его создавших, но и возможностями и креативом программистов на стороне клиента или рекламного агентства.

API - это не только код, но и люди

Для чего нужно?

  • для снижения нагрузки на сервера рекламных площадок и сервисов статистики при соизмеримых объемах обработки данных (существенно менее ресурсоемкий обмен данными, чем через web-интерфейс);
  • для автоматизации различных регулярно повторяющихся процессов.

Когда появилось?

Яндекс.Директ - июнь 2010

Яндес.Маркет - февраль 2012

Google.Adwords - июнь 2009

Автоматизация до API
Работа с данными до API Работа с данными до API

До появления API у площадки (а также и после появления API, но до момента реализации всех необходимых методов) приходилось прибегать к различным ухищрениям - для получения данных статистики или цен конкурентов использовался парсинг страничек площадок с соответствующей информацией, а для управления ставками - человекоподобные роботы - своеобразная надстройка над обычным браузером, которая по заданным алгоритмам эмулировала действия человека - ввод текстов, нажатия кнопок и т.п. Кроме того, для некоторых прайс-площадок (в том числе Яндекс.Маркет) существовала (и существует по сей день) возможность управления ставками, передавая их прямо в прайс-листах - и до появления API этот метод позволял в некоторой степени регулировать расходы и эффективность рекламы.

Наиболее актуальные на сегодняшний день сервисы с развитым API:
  • Яндекс.Директ
  • Яндес.Маркет
  • Google.Adwords
  • ВКонтакте
  • Google.Analytics
  • Яндекс.Метрика

Фактически, появление API дало старт эры автоматизации в рекламе, предоставив возможность удобной работы с большими объемами данных в автоматическом режиме.

API - новая эра в автоматизации рекламы

API основных Площадок постоянно развивается (как и рекламные возможности самих Площадок), предоставляя все новые и новые возможности своего использования. Например, Яндекс.Маркет выпустил в начале 2012 года первую версию API, которая имела ряд системных недостатков, но уже позволяла делать многое, недоступное, или доступное в ограниченном объеме ранее. Соответственно, те компании, которые смогли быстро перейти на использование API, сразу получали преимущество по сравнению с менее расторопными конкурентами - использование API позволяло проще получать данные статистики, учитывать ставки за позиции и управлять своими ставками более оперативно и эффективно. Спустя год, в 2013-м, Маркет выпусил вторую версию API, в которой были учтены и исправлены основные недостатки первой версии, а также добавлены новые полезные методы - в том числе методы для анализа конкурентов и их цен, что позволило настраивать свои кампании еще более гибко и эффективно. Впрочем, и сейчас еще далеко не редкость системы управления рекламой, основанные на первой версии API, и редко, но встречаются средства автоматизации, использующие управление ставками через прайс-лист.

Рекламные площадки и прочие сервисы (например, системы учета статистики Google.Analytics или Яндекс.Метрика) разработали для своих пользователей специальные наборы методов для обмена информацией.

Новые методы обмена информацией

Типичные методы API для рекламных площадок:
  • получение информации о кампаниях, объявлениях, их статусах;
  • получение информации о статистике - показы, клики, расходы;
  • запуск и остановка, архивирование (удаление) кампаний и объявлений;
  • создание и редактирование кампаний и объявлений;
  • получение рекомендаций по ставкам (для площадок с открытым аукционом);
  • установка ставок.
Индивидуальный подход к автоматизации рекламы Индивидуальный подход к автоматизации рекламы

Сервисы статистики предоставляют в основном методы для получения статистики в различных представлениях и срезах, однако возможны также и методы по управлению аккаунтом, отчетами, целями, доступами и т.п.

Кроме типовых методов API, некоторые площадки могут предоставлять доступ к специфическим методам - например, Яндекс.Маркет позволяет получать данные о ценах конкурентов по пересекающемуся ассортименту, ВКонтакте позволяет через API загружать клиентские базы в списки ремаркетинга, а у Яндекс.Директа есть методы для работы с изображениями для объявлений в рекламной сети.

Кроме рекламных площадок и сервисов статистики возможно использование API и для решения более узкоспециализированных задач. Так рекламное агентство может предоставлять доступ к API своих средств автоматизации для клиентов, с помощью которого клиент сможет получать данные из этой системы автоматизации или передавать в нее, например, информацию из внутренней системы статистики сайта.

Собственное API рекламного агентства

Использование API позволяет автоматически выполнять различные действия по формализованным алгоритмам, что обеспечивает скорость выполнения подобных операций, несравнимо более высокую, чем это может быть возможно при «ручной» работе с сервисами и площадками через web-интерфейсы. Кроме того, автоматизация с помощью API обеспечивает бесперебойность и круглосуточность этих процессов.

Высокая эффективность автоматизации рекламы через API

Высокая эффективность автоматизации рекламы через API