Гонка вооружений
Несомненно, заветные строчки спецразмещения весьма продуктивны с точки зрения генерации трафика на сайт. Однако, условия рынка, конкуренции и даже настроение заказчика рекламы - изменчивы и не могут быть однозначно определены на длительный срок. Поэтому многие рекламодатели, заранее определив ключевые показатели эффективности (KPI) рекламной кампании (вне зависимости от того, ведут ли они рекламу самостоятельно или через рекламное агентство), очень часто корректируют их по мере развития событий. Конкурентное окружение, зачастую, является самым сильным стимулятором к указанным корректировкам.
Представим себе группу рекламодателей, желающих только одного - много заказов с рекламы. Все они полноценно используют возможности контекстной рекламы в части распределения трафика по их сайтам. Понятно, что при грамотной настройке рекламных кампаний и адекватном таргетировании аудитории заказов хватит всем. Конкуренты встречаются, борются за позиции, делают ставки, меняют ассортимент, проводят акции и т.п. Все это происходит в рамках действующих правил, как аукциона в контексте, так и по жизни.
Но вдруг, кто-то хватает конкурента за трусы, полагая, что неудачи в бизнесе связаны именно с тем, что он постоянно вылезает на верхние позиции в рекламе, воруя, а не привлекая клиентов.
С того момента, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифорович из-за простенького слова гусак, личная окраска бытовых конфликтов не приносила пользы ни одной из сторон. А уж про присутствие в контекстной рекламе и говорить нечего. После того, как кто-то из участников аукциона принимает на личный счет вполне адекватные действия конкурента, начинается гонка вооружений, ничего кроме затраты нервов, сил и средств не дающая ни одной из участвующих в ней сторон.
Рекламодатели стремятся обогнать, захватить и вытеснить других игроков, не обращая внимание на то, что экспоненциальный рост затрат не приводит к казалось бы адекватному росту количества посетителей сайта и заказов. Любому стороннему наблюдателю понятно, что дело здесь совершенно не в эффекте вентилятора, когда в тематике исчерпывается неудовлетворённый спрос, а в так называемом истирании конкурентов друг о друга и перегреве системы, без повышения эффективности.. Причем, энергия, вырабатываемая при трении, идет на благо третьих лиц.
Постепенно цель победить в безудержной гонке за рекламные позиции замещает собой изначальный мотив эффективно рекламироваться и горе-бизнесмен, отправляясь на войну, забывает о своем бизнесе по доставке суши.
Он настраивает программу автоматизации рекламы на подсиживание конкретного конкурента; включает свою рекламу именно в момент появления в выдаче его объявлений; всячески мешает ему жить, делая ложные заказы на сайте и оставляя негативные отзывы на Маркете; наконец, заказывает обзор работы магазина-конкурента на You-Tube. Все это приводит его к заветной победе!
Он победил и возвращается к своему интернет-магазину, где давно уже само ничего не работает, а на вывеску-домен уже объявлен аукцион среди недавних друзей-конкурентов.
Оказалось, что пока он вел войну с ветряными мельницами, ненавидимый им конкурент спокойно открыл не службу интернет-доставки суши, а самый что ни на есть настоящий ресторан, где, скорректировав свою рекламную компанию под доставку блюд из ресторана, тихо потешается над боевыми успехами, забияки-конкурента.
Любой бизнес чутко реагирует на ослабление внимания со стороны руководителя. Ведь борьба идет всего за три места и нужно постоянно соотносить свои действия и действия своего рекламного агентства с целями, стоящими перед всем проектом. Если чувствуете, что цена клика необоснованно растет, а коэффициент конверсии стоит на месте или падает, нужно остановиться и проанализировать сложившуюся ситуацию, не бросаясь без оглядки в конкурентную борьбу. Ведь, зачастую, существует большое количество возможностей добиться желаемых результатов не доводя до истирания свой бюджет и нервы.
Учитывая изложенное, не стоит забрасывать свое дело ради мнимой победы в рекламной гонке или в создании крутого представительства в интернете. А если бизнес находится в реальном секторе, то тем более. В противном случае горе-рекламодатели, сами получая стандартных клиентов по сверхвысоким ценам, только лишь обогащают прослойку и без того небедных товарищей из Яндекса, Гугла и рекламных агентств.