Про бизнес
Прежде всего, не стоит забывать о том, что именно контекстная реклама сделала Google и Яндекс очень богатыми. Да-да, именно она, а не всякие там релевантные результаты поиска и минималистские дизайны главных страниц с портальными сервисами.
Контекстная реклама - это бизнес... Очень и очень прибыльный бизнес. В основе его лежит аукцион и рента, где цена товара определяется, казалось бы, обычными рыночными механизмами: если есть кто-то, готовый платить за что-то такие-то деньги, значит оно того и стоит. Но применительно к контексту это не совсем так… Контекстная реклама намного прибыльнее, чем организация обычного аукциона, пусть даже самого выдающегося.
Всем известен весьма пафосный аукционный дом Christie’s. Однако, он получает только процент от совершаемых на нем сделок. В контекстной же рекламе товаром является не вещь, на которую были затрачены силы и средства производства, а право аренды мизерного места на сервере на время одного клика. Если присмотреться повнимательнее - это вообще ничего не стоит, также как для аукциона Christie’s право участника сидеть во время аукциона, причем речь идет не о сидении в зале, а вообще о праве сидеть, ведь ставки принимаются и по телефону.
Однако, если без стула нельзя делать ставки, то сразу определяется не стоимость места, а его ценность...
А ценность - это совсем другое дело. Когда мы имеем дело с ней, стоимость уходит на второй план, так как она всего лишь производная. Если бы место в результате выдачи контекстной рекламы не имело бы ценности, оно бы и не имело стоимости и никто бы за это не платил. Поэтому огульное сравнение с использованием простой аналогии с аукционом (пусть даже и самым крутым) не совсем корректно.
Ценность всегда субъективна: для кого-то клик - это заказ, для кого-то - посетитель, а кому-то просто нужна статистическая единичка для анализа; более менее объективная стоимость формируется из сложения общих для большинства частей субъективных ценностей и чаще всего - это потенциальный клиент. Много букв, но ясно одно: участник аукциона приобретает весьма ценный для него товар и готов за это платить.
Основа любого бизнеса - это люди. Но не все, а те, кто что-то делает, и те, кто платит за то, что первые производят (есть еще, конечно, и те, кто рекламирует произведенный товар, и мы тут про это, как раз, говорим). Если мастер произвел, а люди не купили - бизнес лишается своей основы и превращается в хобби, которое прекращается сразу, как только человек, им чересчур увлекающийся, умирает от голода.
Если нет рекламы, то никто не узнает, что где-то живет одинокий мастер, который делает по индивидуальному заказу самые лучшие в мире окна. И, самое главное, о нем не узнают те, кто давно устал от прямых квадратных линий наших панельных муровейников. Денег на то, чтобы объехать всю страну с презентациями своего творения у мастера нет, а у желающих купить его окна - нет возможности о нем узнать.
Да даже если бы и были эти самые деньги, вырученные, например, от продажи квартиры, всё равно на презентацию вряд ли попадет семейная пара, занятая подгонкой стандартного окна под оконный проем, прорубленный специально для них новомодным психодизайнером.
Контекстная реклама позволяет продавцу и покупателю, двигаясь навстречу друг другу по туннелям систем контекстной рекламы, минимизировать тем самым издержки мастера на поездки по стране и трудовремязатраты молодоженов, собирающихся смотреть на мир через окно уникальной формы.
Мастер и молодожены находят друг друга так же, как иголка, потерянная в стоге сена, и мощный магнит. Чем сильнее магнит, тем быстрее и гарантированнее найдется иголка. Иными словами, чем круче поисковик, тем сильнее магнит; чем больше игла - тем проще ее притянуть. Контекстная реклама - это спасение не только бизнеса нашего мастера, но и удовлетворение желания потенциальных потребителей его гениальности.
А это уже стоит тех денег, которые люди готовы платить системам контекстной рекламы. Ведь без услуг магнита, использующего скрытые магнетические способности иголки, ее вряд ли найдешь, а без нее вряд ли зашьешь дырочку на платье; придется разрабатывать месторождение железной руды, изобретать пару способов плавки, формовки, ковки, отправлять, производить и опять покупать... И все самому, и все по кругу.
Короче, контекстная реклама - это прорыв в рекламе вообще и в интернет-рекламе в частности. И это бизнес, честный бизнес, но такой, как сдача в аренду магнита, а не оказание услуги по поиску иголки в стоге сена, как в большинстве его позиционируют. Главное помнить, что искать нужную иголку придется самому, а зарабатывать на использовании иголки будет не только портной, не желающий стоять у доменной печи, но и арендодатель магнита.
И тут встает вопрос: что будет при вызове магнита к стогу, в котором лежит иголка, если перепутали адрес поля?..
Но этот вопрос не к хозяину магнита и, соответственно, не к поисковику - это проблема того, кому придется платить за вызов. Если это сам клиент, то ладно - на ошибках учатся, а если - рекламное агентство, о выборе которого в свое время как следует не задумались?