Почтовые рассылки
Все конечно-же знают сказку про Красную Шапочку, где мама послала дочку в лес в качестве курьера. Тогда, судя по всему, не было ни интернета ни почты, иначе любящая мама уж точно прочитала, чем это всё закончилось и предпочла бы воспользоваться менее затратными способами доставки, как пирожков, так и обменом сообщений с бабушкой о том, что у них, дескать, всё не ужас-ужас.
Конечно же мама тогда послала бы дочку не в Дремучий лес к Бабушке, а на почту.
С точки зрения обывателя «почта» - это некая служба, доставляющая что-то от отправителя к адресату. С точки зрения формальной логики понятие «служба» весьма неоднозначно, ведь туда входят как люди, которые непосредственно служат, так и весь комплекс инженерно-технических девайсов, как то почтовый ящик, конвейер, автотранспорт, самолет, тележка, конверт, скотч, марка и много чего еще. Важными характеристиками этой службы и услуги, ей оказываемой, являются: срочность, чтобы подарки к новому году приходили не к 8 марта; аккуратность, чтобы горшочек меда не превращался по пути в укрытие для аквариумных рыбок; доступность, чтобы услуга была рыночной, то есть соответствовала некоему денежному эквиваленту, адекватность которого могла быть определена объективно - чтобы стоимость доставки пирожков бабушке не сравнивалась со стоимостью поездки к ней.
Указанные выше характеристики, необходимые для почтовой службы, на самом деле, являлись и ее слабыми местами. По пути улучшения этих самых качеств и развивались последние сто лет почтовые службы всего мира. И это коллективное размышление дало свои плоды, вернее, не дало, а уничтожило плоды размышления индивидуального... В Интернете срочность ограничена скоростью света и провайдером, аккуратность - грамотностью отправителя, а доступность постоянно стремится к бесконечности, за счет стремящейся к нулю себестоимости. Таким образом, почтовые рассылки в Интернете не нуждаются ни в тележках, ни в почтальонах, ни в марках. Все, вроде, хорошо, но, зачастую, лучшее - враг хорошего. А очевидные плюсы в такой ситуации всегда сопровождаются некоторыми другими математическими знаками, не воспользоваться которыми тому, кто понимает, грех.
Самое главное в почте - это наличие отправителя и адресата. Там где не нужно покупать, облизывать и наклеивать, а потом тащиться к почтовому ящику, там сразу же возникает искушение этого не делать. А это, в свою очередь, приводит к тому, что отправление письма превращается в простое нажатие кнопки. А теперь нужно провести аналогию с историей, где девочка спрашивает у продавщицы, сколько стоит изюм в булочках, и после получения ответа «нисколько», просит наковырять ей полкило... Оказыватся полкило изюма может не стоить ничего, причем работа тети, пекаря и даже комбайнера уже, судя по всему, включена в указанную стоимость.
Скорее всего, вопрос девочки в этой ситуации является всего лишь результатом длительного умственного труда ее мамы, которая пыталась всеми возможными средствами оптимизировать затраты на пирожки для бабушки. Ведь по пути всякое может произойти, и чем ниже будет себестоимость посылки, тем меньше ущерб от форс-мажоров, которых в лесу хоть отбавляй.
Важно, конечно, что мама задумалась над оптимизацией затрат на сухофрукты, но почему же папе-программисту (у которого на производство булочки затрачивается только пара шагов до кухни) не задуматься над оптимизацией процесса отправки электронных писем, которые по аналогии с офф-лайновыми могут и порваться и потеряться. И задумался. И решил: чем больше будет писем, тем меньше вероятность форс-мажора. И теперь нажатием одной кнопки можно не только многократно копировать письмо, но и рассылать его по любому количеству адресов, как будто клонировав Красную Шапочку по числу адресатов, инициировать целую автоматизированную почтовую рассылку, которая сразу же становится способом индивидуальной коммуникации, группового общения и (конечно же) рекламы.
Но что делать с таким практически неограниченным количеством бесплатной и ценной информации, ведь одна бабушка столько не съест и не прочитает? Но делать-то нужно, а то шанс разбогатеть упустить можно. И после совещания с папой-программистом решила мама разослать клонов Красной Шапочки по своим да папиным друзьям-подружкам. Авось им польза будет, да и новая технология найдет себе применение. Ну, как вы понимаете, понравилось адресатам из скучного захолустья получать таким образом весточки от мамы и папы. Стали иногда они даже приходить в гости, посмотреть, какой там у них ассортимент булочек и пирожков. Так и появилась почтовая рассылка По Подписке.
Бывают, правда, подписки явные, когда посетитель сайта сам указывает свой адрес и просит присылать ему образцы булочек и листовки с анонсами акций и лотерей, но бывает и не совсем по подписке. Это так называемая Неявная Подписка, когда случайный прохожий, заглянув во двор и сказав, что пирожки очень даже ничего, ненароком дает согласие на получение рассылки. В данном случае он, правда, имеет полное право вернуться и отказаться от получения последующих корзинок с пластмассовыми булочками, оригиналы которых можно купить в доме у Красной Шапочки.
Но это, как вы понимаете, полбеды. Намного хуже, когда в дело вступают рассылки без уведомления пользователя. Например, вы заказали себе какой-нибудь пирожок, оставили e-mail только для заказа, а вам на него дальше шлют корзинки с листовками.
Но и это не ужас-ужас. Хуже всего, что не только мама и папа красной шапочки впаривают что-то на районе. Технология СПАМ-рассылки им не принадлежит. Сейчас любой может жать волшебную кнопку, рассылая всякое, кому угодно. И если иметь дело с Красной Шапочкой и пирожками, еще куда ни шло, то встретиться с какой-нибудь тетей не первой свежести да еще и ночью, пусть даже с красным беретом, не комильфо.
Цели рассылки
- Информирование о новостях компании или отрасли, новинках продукции или технологий, текущих или готовящихся акциях и спецпредложениях и т.п..
- Повышение лояльности клиентов, поддержание интереса к компании или товарам, товарным группам (верно для рассылок по подписке, в случае спама же можно получить обратный эффект).
- Проведение опросов и анкетирование.
- Напоминание о незавершенных покупках на сайте (когда посетитель положил товары в корзину, но так и не завершил оформление). Вместе с напоминанием также можно предложить посетителю дополнительную скидку при заказе.
- Продажа сопутствующих товаров (купили телефон, посмотрите новую коллекцию чехлов для Вашего нового телефона).
- Постпродажное обслуживание (купили ноутбук, рекомендуем установить на него антивирус, а также поможем установить и настроить необходимое ПО).
- Оперативное информирование об изменениях в интересующей подписчика теме форума, блога, информационного ресурса.
Достоинства почтовых рассылок По Подписке
- Условная бесплатность распространения. Условная - так как потребуются некоторые дополнительные расходы на разработку или приобретение механизма автоматической рассылки, на регулярное создание качественно оформленных сообщений для рассылки, на создание новостного контента и т.п. Тем не менее, по сравнению со многими другими видами рекламы в интернете, почтовые рассылки требуют относительно небольших вложений.
- Лояльность адресатов - они самостоятельно и добровольно зарегистрировались на сайте и дали свое согласие на получение новостей по почте. Кроме того, можно выделить отдельную группу уже состоявшихся покупателей сайта, и формировать для них отдельную рассылку, с учетом их интересов.
- Возможность корректировки пользовательской активности - реализуется при условии интересного, качественно оформленного контента самой рассылки, который мотивирует подписчиков знакомиться с новостями и вновь возвращаться на сайт за дополнительной информацией.
Требования к почтовым рассылкам по подписке или как не попасть в спам
- Явное согласие получателя на подписку (оформляется на сайте, при регистрации, либо при оффлайн анкетировании).
- Наличие механизма подтверждения почтового адреса - для исключения возможности подписать ничего не подозревающего получателя . Реализуется в виде письма на указанный при подписке ящик, где запрашивается подтверждение подписки. Кроме того, данный механизм удобен для автоматической регистрации - после подтверждения подписки пользователю можно сразу же выслать письмо с указанием его логина (как правило, это собственно адрес электронной почты) и пароля (сгенерированного автоматически), а также с указанием адреса личного кабинета для управления персональными настройками, в том числе и подписками.
- Явная возможность в любой момент отказаться от рассылки (через механизм авторизации и личного кабинета, например).
- Список адресов подписчиков должен храниться в тайне, а адреса из списка не могут использоваться для рассылок, на которые получатели не подписывались.
Повышение эффективности почтовых рассылок
- Личное обращение с использованием регистрационных данных (имя в обращении, учет пола). - индивидуальные предложения с учетом интересов пользователя (какие разделы посещал, что заказывал, пол, возраст и т.п.).
- Наличие полезной интересной информации в каждом сообщении.
- Частота не более 1-2 раз в неделю.
- Вовлечение пользователей в коммуникацию (форум, группы в соц.сетях и т.п.).
- Наличие уникальных меток в ссылках из писем для анализа их эффективности.