Азы автоматизации


Аз - первая буква старорусского алфавита, она же и местоимение Я, ставшее последней буквой
Последовательность Фибоначчи для ребенка Золотое сечение Фибоначчи для обезьяны

Перед углублением в разбор понятия автоматизация хотелось бы отметить, что любая система управления имеет дело с функциями, которые делегируются ей человеком, для повышения эффективности его труда.

По-щучьему веленью. Пример автоматизации

Все эти функции можно условно разделить на 2 типа:

  • те, в которых участие человека может быть исключено полностью - автоматизируемые;
  • такие, где необходимо ручное управление.

Чем больше функций, которые могут быть полностью автоматизированы, тем меньше влияние человеческого фактора и, как следствие, уменьшение потенциальных затрат, связанных с постоянным стремлением человеков отступать от оптимальных алгоритмов, будь то опоздания или банальная усталость от отмены перехода на зимнее время.

Иными словами, самой совершенной системой управления является «кнопка» - нажал и получай нужный результат. Если, конечно, известно, что за результат требуется.

Красная кнопка "бабло"

Сейчас процесс телефонного звонка в любую страну представляет собой всего лишь введение телефонного номера абонента в телефон и некоторое ожидание, которое часто скрашивается приятной мелодией. Ранее совершить телефонный звонок можно было только в специально отведенных местах, где есть возможность прямого проводного соединения с абонентом. Причем для связи нужно было вызвать электрический потенциал в системе, покрутив ручку перед соединением с барышней, ответственную за указанную выше "прямоту" соединения.Хватит писать - позвони!

После создания в сети постоянного электрического потенциала процесс дозвона был автоматизирован посредством аналогового прерывателя, встроенного в диск телефона, который позволил убрать из системы «барышню», чем существенно сократил затраты пользователей на связь и весьма положительно сказался на качестве и количестве телефонных соединений. Далее аналоговый сигнал был заменен на тоновый, где каждой кнопке была присвоена функция генерации определенного сигнала. Это позволило сократить время набора номера и повлекло за собой расцвет уже и цифровой связи. Сейчас весь процесс автоматизирован.

Мы можем даже не набирать номер телефона, а просто сказать имя абонента, и аппарат сам ему позвонит в любую точку мира, предварительно перекодировав голосовое сообщение в понятную аппарату абракадабру, далее соотнеся полученные данные со списком контактов, вычленив искомого абонента, направив запрос на базовую станцию, которая направляет сигнал в процессинговый центр, откуда уже будет направлен запрос на станцию нахождения искомого абонета и так далее... Нам остается только говорить, про причину, толкнувщую нас совершить звонок.

Эволюция телефона

Так эволюция телефонии наглядно демонстрирует эффективность автоматизации процесса дозвона. По аналогичному принципу работает любая система управления. Чем больше процессов в ней автоматизировано, тем выше ее эффективность и пропускная способность и, соответственно, простота для пользователя.

Если автоматизировать один и тот же процесс по-разному, та система, в которой автоматизировано большее число функций, будет более эффективной. Ведь автоматический режим подразумевает однозначный алгоритм, отступление от которого невозможно,Социальные гарантии труда! и, следовательно, возможность сбоя сводится к минимуму.

Здесь стоит обратить особое внимание на способность к обобщению.

Для 4-5 летнего ребенка последовательность 2,4,6,8,? возможна к продолжению, а вот последовательность Фибоначчи 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144,... - вряд ли.

Последовательность Фибоначчи для ребенка

Для того чтобы ее продолжить, нужно не только произвести несколько математических операций, которые еще не освоены ребенком, но и обнаружить их. Ведь не только ребенок не сможет продолжить эту последовательность, но и многие взрослые. А суть проста: каждое число является результатом суммирования двух предыдущих.

Требование от девочки продолжения последовательности по своей результативности будет равно степени осознания обезьяной наличия золотого сечения этого самого Фибоначчи в банане.

Золотое сечение Фибоначчи для обезьяны

Все дело в способности к обобщению адекватно усвоенного материала. Это означает, что если одну и ту же задачу решают разные люди, то более эффективно ее сможет решить тот, А в чем вы будете его носить?у кого более широкий кругозор и способность к обобщению. Если соревнование будет проводиться среди разработчиков систем управления, победит тот, кто сможет автоматизировать больше процессов, чем конкуренты. Ведь в системе контекстной рекламы все алгоритмы уже заданы создателями площадок, где идут рекламные показы. Нужно только определить, какие из алгоритмов можно автоматизировать. Кто сможет больше их обнаружить, тот в большей степени минимизирует затраты на человеческий фактор и, соответственно, повысит не только эффективность и прибыль, но и долю на рынке, ведь конкуренция - это вотчина относительных данных.

Конечно, ключевые решения должны оставаться за человеком, такие, как выбор стратегии автоматизации, назначение параметров для выбранной стратегии, контроль за расходом бюджета и другие. Но осуществление этих решений лучше доверить бездушной машине, работающей по прозрачному алгоритму, а то, что машине не подвластно, но не менее значимо для эффективности (спать, есть, курить и отдыхать после еды), оставить за человеком.

Автоматизация и человек